Google

Как придать снимку пространственную глубину

Сегодня мы рассмотрим, как придать снимкам пространственную глубину, сделать их более живыми и интересными для зрителя.  Используя всего насколько простых, но эффективных приемов,  в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора, вы можете сделать фотографию совершенно другого уровня.  Сегодня разговор пойдет о перспективе, глубине резкости и кадрировании.

В то время, как удаленные объекты кажутся все меньше и меньше с увеличением расстояния, мозг все равно пытается интерпретировать их реальный размер.  То же самое происходит с прямыми параллельными линиями.  Хотя линии остаются на одинаковом расстоянии друг от друга, визуально кажется, что где то вдалеке, они сходятся в одну точку.  При этом мозг, все равно понимает, что линии остаются прямыми и параллельными.  То есть, не смотря на то, что глаза видят одно, мозг все равно пытается интерпретировать увиденное  «правильно» , так как оно должно быть на самом деле.

Так как фотография является фактически фиксацией того, что видят глаза, то для придания реалистичности нужно сохранить ощущение пространственной глубины сцены.   Более того,  именно хорошая глубина и объемность  снимка дает зрителю непередаваемые эмоции и ощущение присутствия при просмотре.   Этот эффект может быть создан при помощи как перспективы, так и других приемов, таких как  глубина резкости и кадрирование.

В фотографии, перспектива —  это техника показа трехмерности объектов на плоской, двумерной поверхности.  Мозг зрителя, пытается интерпретировать картинку, анализируя связь между различными объектами на снимке, пытаясь определить, на каком расстоянии о камеры они находятся.

Чтобы придать пространственный объем своим снимками, можно воспользоваться одним из следующих факторов.

Линейная перспектива.

Это наиболее часто используемый тип перспективы, который используется в фотографии и характеризуется  сходящимися в одну точку линиями.  Так как в большинстве своем, эти линии параллельны,  то чем дальше они отходят от камеры, тем сильнее они будут стремится навстречу друг другу, пока не сойдутся в одну или несколько точек, если это место находится на достаточном расстоянии от границ кадра. Эти линии преимущественно диагональны, они дают ощущение динамики, движения. Глаз как бы скользит по этим линиям, воспринимая их именно как глубину передаваемого снимком пространства.

 

Широкоугольные объективы могут усилить линейную перспективу, так как они охватывают большее пространство, то есть мы можем поймать в кадр большее количество линий идущих от переднего плана к заднему. Тогда как длиннофокусные объективы, наоборот ограничивают  количество линий, которые  попадут в один кадр.

Длиннофокусные объективы дают другой эффект. Эффект искажения перспективы, когда расстояния между объектами «скрадывается»  и кажется, что объект на дальнем плане намного ближе к объекту на переднем, чем это есть на самом деле.  Приведенная ниже фотография была сделана на 18мм объектив и вы можете оценить сами, как кадр передает глубину пространства за счет множества линий, попавших в кадр.  Линии от проводов на столбах,  сама дорога, разметка на дороге и даже линия разделяющая холмы от неба – все это стремится к одной точке и работает на придание сцене глубины.

На линейную перспективу так же влияет и угол, под которым ведется съемка. В зависимости от высоты точки съемки относительно объекта, перспектива будет выглядеть по разному.

Так же стоит обратить внимание на то, что линейная перспектива не обязательно подразумевает наличие именно прямых линий.  Это могут быть и кривые, S образные линии.  Например дорога, на снимке приведенной выше, классический пример применения S образной линии в линейной перспективе.

Размерная перспектива

Фактически это разновидность линейной перспективы, точнее использование того, что чем дальше объект от камеры, тем меньше он кажется. Если у вас есть снимок, на котором изображена дорога уходящая вдаль и столбы освещения, то на переднем плане столбы будут выглядеть огромными, а чем ближе к горизонту, тем они будут меньше и меньше, пока не исчезнут совсем.

Подобная перспектива хорошо работает с объектами, одинакового или схожего размера расположенными на различной дистанции от камеры.  Она будет работать потому, что человеческий мозг все равно будет обрабатывать информацию о том, что реально объекты имеют одинаковый размер, но то, что визуально они выглядят по разному, дает сигнал о том, что они расположены на каком то расстоянии, что дает ощущение пространства и глубины.

Фото, приведенное ниже – великолепный пример как линейной перспективы (с горизонтальными линиями), так и размерной (с вертикальными линиями и одинаковыми архитектурными элементами). Как вы видите, в совокупности чувство глубины пространства передано очень хорошо.

Другой отличный пример, это популярный сюжет с винтовыми лестницами, когда фотограф снимает ее сверху вниз.  С одной стороны тут есть линейная перспектива, с другой стороны, видно, как одинаковые (в реальности) ступени, становятся все меньше и меньше, пока не станут совсем не различимыми, передавая тем самым глубину сцены.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива (так же известная как атмосферная перспектива) преимущественно используется в пейзажной фотосъемке, особенно при съемке туманных, недосказанных сцен.

Съемка  в тумане или дымке подчеркивает форму и очертания объекта, добавляя глубину в сцену.  Объекты, приближенные к камере, более отчетливые и яркие, но чем дальше от камеры, тем более неясными и тусклыми они становятся.

На снимке это выглядит так, как будто сцена имеет несколько слоев поверх друг друга. Изменение тональности и контраста между первым и последующим слоем, передает в мозг информацию о том, что эти слои удалены друг от друга, слои разделяются на разные планы и создают ощущение глубины.

 

 

Очень наглядно такая «слоистость» показана на фото, представленном ниже.  Вначале в глаза бросается насыщенный темный передний план. Затем взгляд скользит к дальнему плану, который становится все светлее и светлее. Подобная сцена преимущественно использует всего несколько цветов, но контраст между разными планами, каждый из которых отличается по уровню освещенности,  создает в сознании тональную карту, по которой путешествует взгляд и дистанцирует одну часть изображения от другой.

Использование воздушной перспективы широко применяется в живописи и пейзажные фотографы все больше и больше используют погодные условия, для того чтобы создать уникальный снимок там, где сделаны уже сотни и сотни других фотографий.

В отличии от линейной перспективы, длиннофокусные объективы работают с атмосферной лучше чем широкоуогольные, так как важно не столько количество объектов попавших в рамку кадра, сколько именно детальность объектов дает ощущение глубины.

Но работая с атмосферной перспективой, и длиннофокусным объективом, не забудьте про использование штатива, так как такая съемка обычно намного чувствительнее к малейшим колебаниям камеры.

Зимняя дымка и туманные дни – отличное время использования для воздушной перспективы, но так же хорошо работает и летнее жаркое марево или низкая облачность дождливых дней.

Учтите, что условия сложной освещенности в такие дни, могут обмануть экпонометр камеры, заставляя его думать что сцена ярче, чем она есть на самом деле.

Так что имеет смысл ввести небольшую положительную экспокоррекцию, для компенсации этого «электронного заблуждения»  или же снимать в ручном режиме, анализируя результат и подбирая оптимальные настройки камеры.

Тональная и цветовая перспектива

Тональная перспектива связана с воздушной. В ней действует тот же принцип уменьшения яркости и контрастности.  Объект более темного и насыщенного оттенка, глаз воспринимает как более близкий, а светлый и блеклый – как более дальний.  Размещение темных, насыщенных объектов на переднем плане и блеклых на заднем,  так же придаст глубину снимку.

Так же играет роль и цвет.  Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый)  воспринимаются как более близкие, а холодные (голубой, фиолетовый, зеленый) имеют тенденцию к удалению.  Так что размещая на переднем плане красный объект, а на заднем синий или желтый на переднем, а зеленый на заднем – мы так же увеличиваем  глубину пространства.

Глубина резкости

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) основана на разнице четко и детально показанных объектов с неясными и размытыми.  Наш мозг автоматически воспринимает резкие объекты как более близкие, а чем более размытые объекты, тем «дальше» располагает их наше сознание.

Например, сфотографируйте человека на фоне кирпичной стены, с f2.8 и фокусировкой на человеке. Он или она, будет чуть более резкой чем сама стена.

А теперь попросите человека сделать несколько шагов назад, продолжая фокусироваться на нем. Чем дальше будет отходить  ваша модель, тем более размыта будет стена за ее спиной.

Попробуйте определить тот момент, когда ощущение глубины картины при разнице между резким объектом и размытым, будет максимальным.

Рамка без рамки

Используйте объекты переднего плана, чтобы кадрировать основной объект съемки, то есть создайте для снимка «рамку» из объектов переднего плана. Это очень эффективный способ придания объемности.  Он позволяет зрителю погрузится внутрь снимка, добавляет ощущение динамики, действия.

Заключение.

Итак, мы рассмотрели несколько простых, но эффективных способов придания снимку объема и глубины.  Они позволят сделать ваши снимки более интересными для зрителей, превратить плоскую картинку в объемную.  Если вы проанализируете эти способы, то заметите, что все они тесно взаимосвязаны и каждый из них, имеет элементы другого.  Именно комплексное использование различных способов – путь к тому, чтобы сделать ваши снимки поистине потрясающими.

Понравилось? Расскажите друзьям: